sirin14: (Default)
[personal profile] sirin14
Литература всегда привлекала меня гораздо больше, чем история. История рассказывает нам что было, в какой последовательности. Иногда почему. Но, мы всегда над ней. Мы смотрим на пройденный человечеством отрезок времяни с его конца, оценивая его с нашей, сегодняшней позиции. Литература же погружает нас в плоть повествования, во внутренний мир героев, и что главное, во внутренний мир автора.

Любое литературное произведение написано с позиции автора. Действия его героев, происходящее с ними оценивается им, а не нами. И, изучая эту оценку, изучая реакцию автора на описываемые события, мы можем судить о современной автору морали, обычаях, философии. Платоновское «Государство», как его читаем мы, отягощено нашим знанием о двадцатом веке, о социальных экспериментах Советского союза и нацистской Германии. Но Платон рассуждает о евгенике, профраспределении, интернатах с позиции своего времени. И чтение дает нам уникальную возможность переместится в его голову, встать на позицию людей, умерших века назад. Это как машина времени, которая переносит наше сознание назад по временной линии. Кажется, у Чадовича и Брайдера был роман о герое, который приобрел возможность вселяться в тела своих предков, жить их жизнью, чувствовать их мысли. Но он был ограничен своим генеалогическим древом, а литература позволяет проделать тот же фокус с любым человеком, оставившим письменное свидетельство. Автор не менее, а иногда и более интересен, чем сюжет.

Светоний жил в эпоху, когда нравы были во многом свободнее теперешних, но мы чувствуем его ужас, когда он рассказывает, что Тиберий использовал в своих сексуальных играх пятилетних мальчиков. Спокойно повествуя о смерти гладиаторов на ринге, он возмущен, что Нерон заставлял биться с дикими зверями неподготовленных, а иногда и безоружных людей. Казанова видел в поиске, обучении и подготовке любовниц для влиятельных вельмож обычный бизнес. Как для него, так и для его современников в этом не было чего-то безнравственного. Скорее, утомительная работа, за которую можно получить неплохие деньги. В арабских сказках «тысячи и одной ночи» главная доблесть - плутовская ловкость и находчивость. В героическом эпосе - сила и отвага. Современники, слушая эти истории восторгались ими. Восторгаемся и мы, глядя сквозь призму чужой морали и чужих приоритетов.

Многое, конечно, осталось неизменным. Та же история Али Бабы, укравшего бандитский общак, находит отголоски в нашей душе. В романах 90х годов прошлого века много подобных историй успеха. Что указует на преемственность поколений.
From:
Anonymous( )Anonymous This account has disabled anonymous posting.
OpenID( )OpenID You can comment on this post while signed in with an account from many other sites, once you have confirmed your email address. Sign in using OpenID.
User (will be screened)
Account name:
Password:
If you don't have an account you can create one now.
Subject:
HTML doesn't work in the subject.

Message:

 
Notice: This account is set to log the IP addresses of everyone who comments.
Links will be displayed as unclickable URLs to help prevent spam.